Идея семьи, то есть микроорганизации-домохозяйства, жестко урегулированного законом (семейное законодательство довольно регламентировано в большинстве стран), где глава семьи берет шляпу, идет на работу, пока женушка хлопочет по дому и занимается детьми, очевидно, поломалась. В основе патриархальной модели лежит экономическая зависимость домочадцев от кормильца. С ростом благосостояния граждан тенденция на независимость в семейном союзе только распространяется. Упадок общественной роли религии, которая веками скрепляла брак, привел к ситуации при которой супруги больше не боятся сакральной кары за развод. Люди больше не готовы терпеть супруга из-за денег, а уход из семьи с токсичными отношениями не осуждается текущей моралью, особенно внутри приятельского круга общения. Помимо того, даже в условиях относительного неравенства доходов в гендерных группах, сегодня заработок большинства женщин покрывает расходы на основные потребности в жилье, пище и безопасности для себя и ребенка. Для женщин-специалистов и бизнесвумен потолок доходов ныне ограничен только рынком и вполне может достигать высокого уровня. Описанная ситуация называется кризисом института семьи.
Для поколения миллениалов впечатления ценностно доминируют над материальным накоплением, потому для своевременных молодых людей потребность в семье прежде всего понимается как вовлеченность в углубленную эмоциональную связь. Медиаиндустрия культивирует стиль отношений, направленный на получение совместных впечатлений, психологи культивируют запрос об обязательной необходимости проработать каждый конфликт, сексологи вызываются превратить секс в увлекательный аттракцион, мотивационные тренеры убеждают о важности личностного роста, чтобы ваша заурядность не опостылела партнеру и т.д. Так семья из спокойной гавани превратилась в дополнительный фронт работы.
Безусловная концентрация на чувствах опасна. Эмоции слишком эфемерны, чтобы служить замковым камнем семьи. В семье приходится уживаться подчас с разными по складу характера людьми. Это требует усилий, а человек не склонен напрягаться, если этого можно избежать. С другой стороны, современный человек стал способен обеспечить базовые потребности даже зарабатывая в одиночку, оттого теряется прежняя необходимость заводить семью для экономического выживания, потому современным семьям не остается иного, кроме как выстраивать отношения лишь на чувствах. В подобной ситуации брак, как юридическое закрепление обязательств, не нужен. Вдобавок, некоторым парам вовсе претит вмешательство государства в интимную сферу.
Люди объединяются, только имея общую цель. Помыслим семью с практической точки зрения. Изначальная цель завести семью заключается в выживании просто оттого, что выживать вдвоем или впятером легче, нежели в одиночку. У гипотетической пары на этапе становления обычно в распоряжении имеются собственные трудовые ресурсы и некий скудный начальный капитал. На первых порах они могут заниматься лишь краткосрочными инвестициями, используя заработную плату для покрытия семейных расходов. Ребенок служит долгосрочной инвестицией в будущее. Часть трудовых ресурсов исключается из добычи средств и отдается на вскармливание и социализацию иждивенца. Так как достигший способности трудиться ребёнок - это разумное существо, а не корова, он волен либо подключится к общей работе по наращиванию семейного благосостояния, либо отмежеваться и начать быт с нуля.
Если же семье получится разрастись, она обретает вид корпорации, ее благосостояние растет, равно как трудовые ресурсы. Образовавшийся излишек ресурсов используется для обеспечения пенсии для нетрудоспособных, для предоставления финансовой подушки от неприятностей, для поиска направлений семейных инвестиций, например, можно отдать детей в престижные учебные заведения или позволить кому-либо из родственников заняться перспективной, но поначалу убыточной сферой деятельности. Свободы в больших семьях намного меньше, чем в микросемьях из двух-трех человек. Каждому отводится закрепленная наперед роль. Уклониться от ее выполнения довольно непросто, ведь увольняясь с работы, вы теряете только работу, а отказываясь выполнять роль в семейном хозяйстве, вы рвете с родней, что намного разрушительнее. Однако выгода от финансовой защищенности и способность долгосрочного планирования способны перекрыть минусы жизни, встроенной в домашнюю иерархию.
Таким образом, мы имеем две составляющие семьи – эмоциональное удовлетворение и экономическую единицу, которая делает инвестиции на разный срок и владеет доверенным (родственным) человеческим капиталом. Полученную альтернативу (организовывать семью-предприятие, избрать путь ярких, но возможно проходящих отношений или попытаться объединить оба способа) несправедливо характеризовать плохой или хорошей семьей. Раньше у людей попросту не было выбора, порожденного благами современной экономики. Сегодня выбор есть, делайте его осознанно.