Один действенных методов подчинить волю человека - заставить ощутить себя должником. Немало маркетинговых уловок, способов обольщения и хитростей в деловых переговорах построено на игре с чувством долга. Вспомните хотя бы коммивояжёра, торгующего пылесосами. Он предложит бесплатную уборку, затем с усердием потрудится над грязнейшим ковром, чтобы вам, принявшим подарок, было куда сложнее отказать благодетелю в покупке.

Долг убивает желание помогать, ведь долгу присуща насильственность. При уклонении от навязанного долга на жертву навешивается ярлык виновности. Услышав фразу: «Ты должен!», слушайте ее так: «Я хочу от тебя нечто, но не хочу за это платить/давать взамен, а при отказе последуют санкции (список прилагается)». Механизм же добровольной услуги выглядит иначе: Вы принимаете сигнал о помощи. Далее взвешиваете трудозатраты и выгоду от улучшения отношений или приобретения иных благ от нуждающегося в будущем. Перевесит второе (или услуга вам ничего не стоит) – поможете с удовольствием, но вы откажете, когда овчинка не стоит выделки. Если вы помогли, но ожидания не окупились, в вас затаится чувство обиды (неудовлетворённое ожидание благодарности).

Посеянное чувство долга – это рычаг воздействия и манипуляции. Изначально никто никому ничего не должен. Люди либо нуждаются друг в друге, либо нет. Наличие физического, экономического или психологического насилия тоже способно гарантировать подчинение, но однажды уровень насилия ослабнет и не сможет перекрыть недовольство от бесплатно отданного блага, и с достижением критического дисбаланса, жертва прервет связь с насильником, если конечно сумеет.

Из порочного круга взаимных долгов (по природе субъективных, поэтому их невозможно окончательно погасить) существуют два выхода:

Во-первых, помогай, если хочешь этого сам, а не из чувства долга. После не сожалей о потраченных усилиях. Некоторые предлагают формулу – облагодетельствовал и забыл. Можно использовать и другую: «Я сам захотел сделать ей/ему нечто потому, что, в первую очередь, мне было приятно от эффекта, произведенного этим поступком».

Второе чуть сложнее, ибо требует слаженных усилий групп людей. Речь идет о построении системы отношений, в которой не человек принуждается к выработанным правилам, а система отношений создаётся таким образом, чтобы участвующие в ней субъекты не захотели действовать вопреки установлениям, им будет это не выгодно.

Другой вопрос: в кого следует вкладывать усилия?

Вкладывая усилия, вы должны понимать, для чего вы это делаете, и какой результат ждете получить. Чувства и эмоциональные привязанности могут не позволить объективно оценить целесообразность и перспективность вложений в человека. В этом случае следует изложить на бумаге и попросить непредвзятое доверенное лицо или профессионала оценить вместо вас. Стоит критически подойти к проблеме вложений в другого человека и тем решить оправданность дальнейших вложений. Разумеется, последнее слово за вами, ведь невозможно запретить поступать вопреки мнениям остальных, но тогда примите на себя ответственность, что вложения не дали результата, не сделали человека лучше или не помоги ему, чтобы не возникало чувство вины и невыполненного долга.