Убеждения
На главную

К зрелому возрасту полагается обзавестись твердыми убеждениями. Хотя кажется нелепым гордиться наличием того, чего вдоволь у каждого. Попробуйте поспорить с кем-то о религии, о векторах политики, о полигамии в противовес моногамии и на еще мириады тем, и вы наглядно убедитесь, что легче бюрократу всунуть бумагу в свободной форме, нежели убедить последнего забулдыгу пересмотреть свои убеждения.

Мышление устроено так, что, встречаясь с новой информацией или событием, человек испытывает стресс, беспокойство или, говоря простым языком, озадаченность. Чтобы унять тревожность, мозг встраивает новые малоизученные данные в уже сложившуюся с годами и опытом систему знаний. Однако это энергозатратно, нужно думать, вести логическую цепочку, искать объяснение. Выход есть – можно у кого-нибудь спросить, то есть довериться авторитету, но даже это требует усилий – нужно встать, сформулировать вопрос, долго слушать, отделять полезную информацию от ненужной. Потом, не забудем гордость, ведь обнаружить незнание означает выставить себя глупым. Именно тогда на выручку и приходят наши убеждения. При некоем накопившемся объеме данных мышление создает лаконичное правило, и в дальнейшем похожие явления будут просеиваться сквозь выработанное убеждение, словно бы через сито. Здесь не зря упомянут образ сита, убеждения призваны не способствовать мышлению, а избегать его путем сортировки информации, чтобы в итоге навесить ярлык, например, хорошо-плохо, либерал-консерватор, дама полусвета-уважаемая матрона, свято-греховно и т.д. Человеку свойственно навесить ярлык не только на других, но, в первую очередь, на себя самого. В голове каждого прокручиваются совершённые поступки, особенно породившие сильные эмоции. Чтобы не сгинуть в рефлексии, человек вешает ярлык на свой образ жизни, хороший он либо плохой, подлец, завистник, лжец или благодетель и весельчак-любимец друзей. С этим простым осознанием человеку понятен курс дальнейших поступков: исправиться и тем облегчить совесть или, напротив, дозволить себе толику порока в награду. Ярлык помогает оставить надолго в памяти лишь те эпизоды жизни, которым нужно следовать или не повторять, остальные можно с облегчением забыть. Иными словами, навесив ярлык, человек успокаивается определенностью.

Все ли убеждения созданы нами самими?

Проанализируйте собственные убеждения о стране, работе, браке, моде, морали, ценностях. Подавляющее большинство из них насильственно (как это происходит в школе, армии, работе, церкви, семье) либо мягко (посредством общественного мнения, рекламы, художественных произведений и в целом культуры) были насаждены в головы, начиная с раннего детства. Некоторые возразят: Я волен выбирать убеждения и сменить их, когда захочу! Единожды оказывавшийся в ситуации, когда истово исповедуемое воззрение изобличалось, как ложное или пустое, подтвердит, насколько малоприятной становится жизнь после этого. Критически пересматривая значительную часть имеющихся убеждений (особенно фундаментальных), человек переживает эффект вырванной из-под ног земли, полную дезориентацию в целеполагании и депрессию. Люди, вынужденные под напором обстоятельств изменить убеждениям, страдают вплоть до физической боли (классический пример Иуды, путь предательства которого закончился в петле).

Но разве смерть за убеждения не является благороднейшим проявлением человечности?

Навсегда увенчаны славой героев солдаты и простые граждане, убежденные в правоте своего дела и готовые пожертвовать жизнью за родину в годину испытаний. Если взять вторую мировую войну, как архетипический конфликт двух сторон, то почести гибели за убеждения принято воздавать солдатам стран-союзниц. А что же Ось? Разве немецкие солдаты не погибали уверенные в справедливости идей национал-социализма? А разве камикадзе не были воспеты на родине?

Пьеса Шекспира «Кориолан» прекрасно иллюстрирует, как непреклонность убеждений в сложных обстоятельствах загоняет их обладателя в безвыходное положение. Славный генерал, защитник Рима из-за гордости не способен проявить толику гибкости, из-за чего изгоняется из города, затем переметнувшись к врагу, Кориолан идет уничтожить родину, однако, почти победив, отказывается от задуманного, не вольный преодолеть убеждений о долге и любви к матери. Враг родной страны и разрушитель славы Вольсков, Кориолан становится неугоден обеим сторонам, оттого и погибает.

Итак, убеждения есть инструмент отсева новой, противоречащей опыту (но отнюдь не всегда неверной) информации. Убеждения позволяют не разбираться в противоречиях, не осмысливать новую информацию, а выразить максимально упрощенное отношение к явлению в форме оценки с целью снизить тревогу. Убеждения препятствуют критическому мышлению. Чувство собственничества заставляет человека оборонять убеждения, даже несмотря на очевидную абсурдность, а тем паче вредоносность.

Человек многие годы выстраивает вокруг себя ореол убеждений. За периметром убеждений находится остальной мир, но человек не способен искать ответов вне того, что знает, а, главное, одобряет. Когда сложная задача требует нестандартного подхода, именно нерушимый ореол убеждений сковывает человека и становится причиной его падения. Получается, что не человек контролирует убеждения, а наоборот, убеждения контролируют человека, при этом их обладатель искренне верит, что он руководит поступками, контролирует мысли и волен их отмести.

Провести ревизию убеждений довольно непросто, выйти из-под их власти задача вовсе титанической сложности. Алгоритм следующий:

Первый этап – обнаружение убеждений, тут вам поможет древнее: «Познай себя!».

Второй этап – ставить под сомнение убеждения, которые попадали в мозг походя, на этапе становления личности, просто из-за того, что место пустовало.

Третий – формирование собственных убеждений, приобщение к ним своей волей на основе новых знаний, противоположных точек зрения на одно явление, осмысленно.

Четвёртый этап – повторение второго и третьего этапа пока все ваши убеждения не будут подвергнуты сомнению и переосмыслены.

Пятый – отказ от убеждений в пользу мышления. Будет не уютно без тихой гавани убеждений, причем всегда. Человек вынужден поддерживать равновесие, чтобы не упасть, но лишь тогда он способен дойти, куда желает добраться.

Отказ от убеждений предполагает готовность с легкостью без морального сопротивления признавать справедливость суждений в противоположных точках зрения. Подчас вы будете неспособны дать однозначный ответ.

Отказ от убеждений требует большой осторожности, необходимо соблюдать баланс интересов, остерегаться тотального эгоизма и впадения в мировоззрение отрицания. Однако, преимущества от свободы мышления бесценны.