Чувства
На главную

Эмоции и чувства есть приобретаемые стереотипы реакций психики на внешние и внутренние раздражители. Внутренние раздражители – это поведение внутренних органов, например учащенное сердцебиение, прилив крови к органам, спазм кишечника, частота дыхания, пульсация в ушах и прочее. Внешние – это поведение людей и события (землетрясение, дождь, бомбежка и т.д.). Мы учимся чувствовать, наблюдая за поведением других людей: как они проявляют чувства, как объясняют свои чувства, как реагируют на чувства прочих людей. Основная цель чувств схожа с убеждениями, они помогают нам разгрузить мышление. Чувства незаменимы, когда необходимо действовать быстро в ситуации, когда некогда думать. Вы видите темный силуэт в темном переулке, ваш организм распознает угрозу и начинает готовится, выбрасывая гормоны, которые начинают изменять поведение органов, вы трактуете внутренне состояние, как чувство страха. Теперь ваше сознание знает, что не нужно думать ни о чем другом, кроме как найти путь бегства либо атаковать, либо капитулировать в надежде на милосердие. И все перечисленное занимает секунды. Именно чувства мы воспринимаем как интуицию, как сигнал сита наших убеждений.

   Убеждения связаны с чувствами. Можно представить следующую иерархию: мышление, формирование убеждений, привязка чувства. Если под влиянием событий или познанного люди склонны корректировать убеждения посредством мышления, то чувства обычно упускаются из вида. Нельзя менять убеждения, не изменяя привязанных чувств. Например, есть убеждение относительно предмета, с этим предметом связано чувство, оно в свою очередь связывает предмет с неким другим воспоминанием. Однажды мы вырабатываем контрубеждение относительно предмета. Новое убеждение принимается мышлением, прежнее изгоняется, но все же оно никуда не пропадает в памяти. Чувство, связанное с предметом контрубеждения будет возникать, и относить к сотням воспоминаний, когда прежнее убеждение принималось приемлемым. Количество образов нового убеждения ничтожно и не они проверены временем. Отсюда возникает противоречие, а противоречие связно с чувством страдания, которое в свою очередь побуждает нас избавиться от страдания и искать приятного чувства, которое связано с изначальным убеждением, так происходит возврат к прежнему убеждению, но это трактуется как слабость, что взывает стыд, который вынуждает либо к усилению воли, либо к полной капитуляции, что повторяет круг с новым убеждением. Бороться со связкой убеждение-чувство приходится мышлением, что энергозатратно, или новым чувством, которое будет сильнее того, с которым человек борется (например, страх смерти после инсульта перевесит удовольствие от курения).

   Так как образы чувств накрепко связаны с прежним убеждением, люди склонны поступать вопреки новому убеждению. Можно понимать умом, что некое поведение принесёт плоды, но где-то глубоко может иметься некое противоположное убеждение, пускай не воспринимаемое всерьёз за руководящее, однако подвязанное на него чувство сильно и оно не даст ступить по новому пути, это чувство будет мучить. На идею борьбы с чувством может быть подвязано чувство сопротивления или напротив чувство воодушевления.

   Мысли появляются в голове хаотично, но сознание обращает внимание только на те, на которые у нас появится отклик чувств. Таким образом, чувства есть маркер, выделяющий главное, что нас волнует. Целенаправленное мышление позволяет нам стоить цепочку и тратить ресурсы на мышление благодаря чувствам восторга и предвкушения. Чувства необходимы для побуждения действовать и мыслить.

   Погружение в бесчувственность, желание стать глухим к чувствам в угоду обретения способности действовать рационально натыкается на внутреннее чувство поломанности, болезненности, ведь общество и культура выучили, что чувствовать правильно и необходимо. Убеждение, чувства – это естественная и изначальная часть естества/души человека, не позволяет нам подвергнуть сомнению чувства, наоборот, мы сверяемся с ними (выражение: «как подсказывает твоё сердце»). Отчасти, чувства заслужили доверительное отношение потому, что мы выучили их в более раннем возрасте, чем обрели способность мыслить.

   Чувства могут стать помощником, если научиться их использовать. Если не принимать импульсы чувств за истину, и осознать их как инструмент толкования состояния организма и внешних событий, система приобретенная не изначальная, то это значит, что чувства можно определять и использовать путем отвязки от одних убеждений и привязки к другим. Обрести способность контролировать свое настроение и эмоции по желанию. Система чувств, приобретенная бессистемно, подлежит настойчивой трансформации под задачи взрослого человека.

   Пару слов о проявлении эмоций. Проявлять, тем более переживать эмоции не признак слабости, вам не требуется получать некое оправдание их наличия у вас. С другой стороны, некоторые люди путают выражение эмоций и развязность, например, когда вы проявляете насилие, заставляя других слушать вашу истерику, недовольство или громкое самовыражение. Такт можно выдрессировать, но только развитый интеллект позволить уразуметь линию, за которую не следует переходить, а если и переступать, то знать, как это правильно делать. При публичном выражении чувств руководствоваться стоит главным правилом – по мере возможности не причинять страдания другим. Гнев не вредно подавлять и накапливать, нужно его канализировать через спорт, секс и досуг. В идеале вообще не злиться, выработав философское отношение к жизненным перипетиям, но это, к сожалению, не всегда удается. Быть угрюмым или меланхоличным, когда вы в стрессе или грустны, не есть прочное поведение. Люди не должны быть веселыми, если не испытывают радости, и вечно носить дежурную улыбку, это фальшь. Всем бывает плохо, этого не нужно стесняться.