Как известно, ресурс времени ограничен бодрствованием в течение суток и годами жизни в целом, покуда рассудок не покинет старческий мозг. Поэтому, определяя целесообразность затрат времени и сил на конкретную задачу, люди используют категорию важности.
Фраза «делу время потехе час» во многом иллюстрирует устоявшуюся традицию в вопросе того, каким образом человеку следует распределять усилия. Но, чем дело заслужило высокий приоритет? Работая, мы получаем стабильный приток ресурсов, необходимый для удовлетворения потребностей. Иными словами, обеспечиваем выживание свое и близких нам людей. Все известные ресурсы конвертируются в деньги, поэтому единственный ресурс, который потребен нам более остальных, это деньги, как раз по причине их универсальности и конвертируемости (деньги (особенно резервные валюты) принимают все, и деньги можно обменять на любой товар и услугу), не забывая о том, что рост благосостояния увеличивает авторитет и сексуальную привлекательность через признак успешности. С экономической точки зрения важность дела определяется перспективой заработка денег, любые репутационные задачи исполняются если способствуют росту благосостояния. Выходит, чем большая сумма будет получена за условную единицу затраченных усилий, тем выше оценивается важность дела.
Однако существуют задачи, которые имеют приоритетную важность и в то же самое время не сулят прямых финансовых поступлений. Речь идет об услугах - вы даете человеку или сообществу определенные блага (в число которых входит затраченное время), а взамен ожидаете получить ответную равную по ценности услугу, а лучше большую. Развитие приязненных отношений и снискание репутационного веса также становятся приоритетными задачами, описанные ресурсы трудно или почти невозможно купить за деньги, но они имеют исключительную ценность.
Есть иная сторона человеческой деятельности, которая окружает нас повсюду и требует значительного количества времени и усилий, но на первый взгляд не имеет никакой прикладной пользы. Искусство.
С одной стороны, искусство – это способ познания мира и бытия. С другой, искусство запечатлевает в материальной оболочке образы и мысли, составляющие нашу личность, при помощи художественных приемов. Искусство — это идея о новаторстве. Искусством может быть сам процесс создания, путь художника по сборке идеи. Мастерство или ремесленный навык творца позволяют наиболее точно материализовать искусство в мыслях на физический носитель. Искусство — это идея, воплощение - это акт искусства, результат – предмет искусства.
Искусство способно соединяться с прикладным ремеслом, образуя такие направления, как дизайн, архитектура, шоу-бизнес и так далее. От прикладного ремесла искусство отличается новаторством и смысловым наполнением. Хотя даже при отсутствии такового симбиоза, искусство само по себе способно украшать, скрашивать досуг и питать ум. Однако искусство не обязано нести пользу, нравиться, быть эстетичным или этичным, искусство вообще никому ничего не должно.
В искусстве ценятся открытия, переосмысление, новые углы зрения и подходы. Во многом через искусство человек познаёт себя и мир. Произведениями искусства былые поколения беседуют с современниками, разом обращаясь к чувствам и интеллекту. Умалять потребление искусства перед созданием искусства несправедливо. Потребление искусства невозможно без мыслительной деятельности. Без осмысления не будет понята конструкция произведения, и мозг считывает лишь знакомые художественные приемы, использованные ремесленником, иными словами, форму, а не содержание. Невозможно понять объект искусства без изучения истоков, этапов развития, методов, отсылок и символов. Факт того, что потребитель искусства способен узреть новые грани и смыслы, которые автор не закладывал изначально, доказывает, что восприятие искусства прямо зависит от того, чем наполнен интеллект потребителя, а верное понимание искусства требует значительной подготовки.
Искусство способно конвертироваться в деньги. Его ценность определяется редкостью, популярностью и признанием в сообществе ценителей, а также тем, является ли оно предметом роскоши. Как любая ценность, объект искусства оценивается исходя из перспектив удорожания на рынке, иными словами, искусство активно используется в качестве инвестиционного инструмента. Благодаря этой способности можно легко принять денежную стоимость за критерий ценности объекта искусства, а, следовательно, важности занятия искусством. Принятие из легкого обратилось бы в истинное, но искусство опровергает денежный критерий. Поль Гоген, Ван Гог при жизни не могли продать своих картин, а сегодня их оценивают в миллионы долларов. Моцарт умер в бедности и был похоронен в безымянной могиле. А сколькие были гонимы, мудрейший Сократ был осуждён на смерть. К слову, при жизни он был далеко не богат. Впрочем, знаем и массу коммерчески успешных творцов. Ремесло вначале пути не приносит начинающему творцу ни славы, ни денег. Лишь набравшись мастерства, опыта презентации и приобретя полезные связи, творец достигает признания и сопутствующих ему благ. А может статься, что успех не придет или придет, но слишком поздно, или успех сломит творца. Жизнь гарантий не дает.
Так, стоит ли заниматься искусством?
Вернемся к началу, где важность дела определяется денежной выгодой. С принятием этого правила забывается то, куда мы тратим заработанное – на потребление. Впрочем, потребление имеет естественные пределы. Человек физические ограничен в количестве потребляемого, все что приобретается сверх того – делается для удовольствия. Раз деньги играют роль промежуточного этапа на пути к удовлетворению и удовольствию, следовательно, важно не дело, приносящее деньги, а дело, которое способно обеспечить удовлетворение потребностей. С другой стороны, вопрос «Стоит ли заниматься искусством?» изначально неверен, если принять во внимание то, что наши дела есть воплощение и продолжение нашей личности. Отказывая себе в занятии искусством, человек угнетает определенную часть себя, что приводит к страданию. Вероятно, после накопления достаточного объема знаний, овладев соответствующими умениями и проделав необходимую интеллектуальную работу, человек просто не имеет выбора заниматься ли ему искусством или нет, мыслительная деятельность (если эта работа продолжительна, мозг изменятся физически) сама по себе искусство, человеку остается захотеть или отказаться выразить идею в материальную оболочку.
Люди постоянно коммуницируют между собой через разговор, однако, обыденная речь хаотична, потому человечество пользуется заготовленными формами искусства, например исполнение песен, стихов, изречений и пословиц, танцев и т.д. Таким образом, искусство помогает получить удовольствие от точнейшей передачи мысли, и, как следствие, от успешного взаимодействия с людьми (причем, это могут быть как живые люди, так и образы людей в нашей голове, а возможно человечество в целом).