Больше всего люди жаждут, чтобы им сказали о том, что все, что они делали, было не напрасно.
Осознав собственную смертность, человек стремится выяснить, ради чего день ото дня приходится отдавать столько сил на обеспечение жизни и борьбу с проблемами. Вопрос смысла жизни обращен к глобальному «Зачем?», не путать с «Почему?», которое обращено к причинно-следственной связи. «Зачем?» - вопрос, устремленный к поиску исходного назначения и цели.
Прежде следует осмыслить предмет исследований – саму жизнь.
В качестве жизни можно рассмотреть сознание, ведь только находясь в нем, человек способен активно действовать и воспринимать мир через рецепторы чувств. Однако стоит учитывать, что сознание отсутствует значительную часть отрезка времени от рождения до смерти. Во-первых, оно пресекается на время сна, во-вторых, сознание не синоним мышления. Даже находясь в сознании, определенную часть дня человек не использует мышление, действуя на автопилоте. Доля подобных действий увеличивается или уменьшается в зависимости от рода деятельности, образа жизни и других факторов. Человек обычно следует стереотипной программе поведения, например, при приеме пищи, умывании, выполнении рутинных обязанностей на службе и других привычных алгоритмах с шаблонно выстроенной последовательностью действий. Чем же занят мозг в этот момент? Он имитирует мыслительную деятельность, прогоняя круг за кругом проблемы, недавние события, увиденное, прочитанное. Как правило, короткие мысли сменяют друг друга по ассоциации, а не исходя из логики рассуждения. С позиций физиологии сознание не годится на роль синонима жизни и потому, что оно есть результат работы головного мозга, как свет дня результат Солнца. А как известно, производящее не равносильно производимому.
Былые воззрения о дуализме тела и души ныне опровергнуты наукой. Ученые с помощью современных методов обнаружили непосредственную связь между мозгом и личностью человека. При поражениях определенных участков мозга характер человека, его поведение, способность привычно реагировать на окружающий мир могут до неузнаваемости измениться.
Медицина трактует необратимую гибель мозга в качестве момента смерти организма. Мозг формируется в утробе матери, и с рождением он не становится вмиг полноценным. Под влиянием гормонов, среды и круга общения мозг претерпевает изменение вплоть до двадцатипятилетнего возраста. Ткани человека, как любого живого существа, периодически обновляются, и мозг не исключение. Данный факт породил спор о том, можно ли считать одного человека через двадцать лет (предельный срок перерождения самых долгоживущих клеток организма) тем же самым человеком. Наша солнечная система - Солнце, планеты вместе с Землей, недра и живые существа, будь то растения или животные, состоят из атомов, которые миллиарды лет назад создались в единственно возможном месте во Вселенной – звезде с массой в десятки раз больше современного Солнца. Взрыв той древней звезды рассеял элементы периодической таблицы в газовое облако, из плоти которого впоследствии зародились Солнце и планеты. Мы, люди, живущие в 21 веке, состоим из атомов, образовавшихся около 4 миллиардов лет назад. Вся материя вокруг нас того же возраста. Новому просто неоткуда взяться. Элементы, составляющие людской организм, в том числе мозг, вот уже не один миллиард лет находятся в непрерывном процессе пересборки одной формы в другую.
Таким образом, живые организмы – это лишь форма, в которую на время собралась материя, и отнюдь не статичная форма (вспомните непрекращающееся обновление тканей). Жизнь отдельного существа, в том числе человека, – это процесс, который начался задолго до рождения и не закончится со смертью. На короткие промежутки материя обретает сознание в обличье живых. Не факт, что однажды в другой комбинации материя не обретет его вновь.
От жизни вернемся к ее смыслу.
Некогда Платон сформулировал концепцию мира идей, в котором все мирское находит свой идеальный первоисточник. Идея - недостижимый образ, и согласно учению, первична по отношению к материи. Мир не способен быть идеальным, потому что идеал – это абсолют, который невозможен, исходя из самой концепции «Идеала». Будь то предмет, явление или действие - по отношению к нему всегда можно применить формулу: «можно лучше». Недостижимость изначально заложена в понятие идеальности, иначе бы идеал не был совершенен. Он сродни вечному бесконечному первому месту, которого невозможно занять.
Идеальное рождено философией, иными словами, придумано людьми. Классический пример: цифра ноль. Римские ли, славянские ли цифры – там нет места нолям. Идея ноля, как абстрактного отсутствия с характерным изображением замкнутого круга, пришла на ум древним индийцам. Не вдруг, ноль придуман специфичной философско-религиозной мыслью. Остальной мир спокойно жил без идеи ноля, пока ее не распространили арабские торговцы и математики.
Если вынести за скобки религию (для ее адептов обсуждаемый вопрос решен, и решен единственно возможным образом), то обычно предлагаются следующие цели (смыслы) жизни: счастье, мышление и познание, умножение удовольствия и избежание страданий, нравственный идеал, добродетель. С практической точки зрения, счастье – это удовлетворение базовых потребностей плюс гормональная эйфория (последняя является скорее стимулом, нежели искомым состоянием оттого, что постоянная стимуляция центра удовольствий окажется причиной гибели организма – опиаты и эксперименты над мозгом мышей доказывают это). Если отдаться только познанию и размышлениям, то без натруженных рук цивилизация рухнет и погребет под собою мыслителей. Без познания невозможно созидание, поэтому познание суть инструмент для творца (термин без божественной коннотации). Стремиться к удовольствию означает либо уйти в эпикурейско-монашескую концепцию и отрешиться от мира, либо становиться искушенным в удовольствии, что со временем может перейти в развращенность. Оба варианта подходят как способы, нежели как конкретные цели. Что до нравственности и добродетели, то они столь непостоянны и подвержены влиянию, что называть их целями сродни попытке схватить реку. Богатство, дети, власть, статус, карьера также не могут быть смыслами жизни из-за того, что перечисленное есть уровни удовлетворения потребностей человека.
Итак, смысл жизни человека есть издревле выдуманный абсолют, не существующий в природе, искусственный, потому недостижимый. Тысячелетиями человечество не может удовлетвориться ни одним из предлагаемых вариантов. На деле, все проще – люди ищут того, чего нет. Сам вопрос «В чем смысл жизни?» заведомо обречен; все равно, что спросить: «Найди то, чего нет, неизвестно, где и непонятно, как». Поиски смысла жизни человека ошибочны не только логически, но и практически, исходя из того, что жизнь есть долгий (по меркам людского века почти бесконечный) процесс метаморфоз материи. Материя стремится к энтропии, что отнюдь не доказывает наличие всеобщей цели, а свидетельствует о предшествующем грандиозном событии зарождения вселенной, которое в свою очередь было частью другого процесса, и, если его природа нам пока не известна, это не значит, что этого процесса не было.
Если и существует цель жизни, то исключительно в научном биологическом смысле, и она заключается в воспроизводстве. Не случайно жизнь некоторых видов животных оканчивается сразу после спаривания.
Человек существо социальное, и с изобретением государств, было создано понятие «гражданского долг». Древние греки полагали, что достойный гражданин должен защищать свой полис, заботиться о семье и земле, а также родить детей и воспитать из них достойных гражданин. Если отбросить гражданство, то современный гуманистический долг можно сформулировать как стремление человека оставить после себя планету лучше, чем она была до его рождения.