Триединое основание
На главную

Принятие факта полного отсутствия философского смысла жизни человека повергает в экзистенциальный ужас. Называть ли это выдернутым из-под ног ковром, ушедшей почвой, парением в невесомости или другими метафорами, переживания от слома устоявшейся картины мира пагубно сказывается на психическом самочувствии. Если не существует смыслов, кроме животного воспроизводства (размножение удовлетворяет далеко не всех, например, сторонников чайлдфри), то зачем пытаться улучшать себя и мир вокруг. Подобные мысли наводят на мысль, что жить-то, по существу, незачем. Полагаю, не нужно доказывать пагубность таких умозаключений.

Воспрянуть духом можно, утвердив для себя убедительное основание, на котором в дальнейшем будет зиждиться жизнь. Основание состоит из трех взаимосвязанных основ.

Первая основа связана с потребностями каждой индивидуальной личности. Человек любит получать удовольствие. Вкусно есть, держать любовника в объятиях, приобщаться к захватывающим идеям, даже дышать приятнее свежим воздухом, нежели спертым. Не стыдитесь, ища удовольствий в каждом действии и на любом отрезке времени. Однако, в поиске отдайте приоритет получению удовольствия через уменьшение страдания. Добывая удовольствие, не устраняя страдание от неисполненных потребностей, человек компенсирует такое страдание. Страдание заставляет поглощать из источников, ведущих к удовольствию, сверх меры либо извращенным способом.

В поиске удовольствий не стоит забывать об умеренности. Пресыщение неизбежно. Имея нужду, человек жаждет получить вожделенное, полагая, что в недостающем есть корень счастья, когда предмет вожделения будет наконец употреблен. Получив желанное, человек наслаждается первыми минутами удовлетворения, он думает, что блаженство добыто и оно не иссякнет. Однако со временем наступает насыщение и то, что прежде казалось вожделенным, начинает почитаться за норму. Не зная меры, без страха потерять, не лишая себя на время предмета потребности, человек неизбежно пресыщается, отчего страдает. Недоумевая, отчего прежняя эйфория исчезла, человек винит якобы измельчавший предмет удовлетворения, не способный более дать прежних эмоций, не понимая, что виной тому он сам, вернее его собственная пресыщенность. В состоянии пресыщенности человек либо увеличивает дозу удовольствий, которая, впрочем, никогда не даст равного увеличения удовольствия, либо полностью отказывает себе в предмете пресыщения и оттого вскоре начинает страдать, покуда разум и тело не вернутся в норму. Разумный человек избирает умеренность и избавление от страдания. Умеренностью он сохраняет способность получать удовольствие. Избавление от страданий помогает создать общую удовлетворённость жизнью, что ведет к умиротворению.

Вторая основа – это необходимость делать жизнь близких людей не то, чтобы счастливой, скорее, стремиться оградить от страданий. Без этого жизнь в удовольствии не исполнима. Нельзя быть счастливым среди несчастных.

Третья заключена в том, что человек не сможет получать удовольствия, и близкие не будут благополучны, ограничься он лишь предыдущими двумя основами. Счастье не зацветет на пепелище, но даже из худых семян произрастут побеги на орошенной почве, а на усохшем заросшем поле не взойдут и добрые. Существование вне дома прекратит тяготить, когда частицу сил вы вложите в общественное развитие, поддерживая приемлемое для всех благо. Не нужно ждать пока остальные начнут, подайте пример и окружающие пусть не сразу, но примут оправданность работы на общественное благо. Не обязательно делать нечто великое, будет довольно малых, но настоящих дел в меру сил. Если нет средств построить приют для страждущих, всегда можно убрать сор с общей дороги или посадить цветы.

Триединое основание не претендует на исключительность, каждый волен найти собственное, которое поможет уверенно трудиться и радоваться жизни.