Люди учатся единственным способом: обнаруживают желание, пробуют его осуществить, терпят неудачу, делают вывод, корректируют поведение, пробуют снова. Обычно новичков постигает еще одна неудача, за ней еще и еще одна. Цикл неудач будет продолжаться покуда человек, наконец, не научится либо не сдастся. Приступая к новому занятию, следует заведомо ожидать неудачи при первом приступе, в любом случае результат будет далек от желаемого. Любое начинание обречено столкнуться с неудачами, неудачи есть часть становления успешной деятельности.
Люди трепещут перед неудачами из нерешительности и предчувствия провала, и тем лишают себя желаемой радости и свершений. Если некто говорит, что у него получилось с первого раза, он либо врет, либо имел подготовку в смежных областях, либо сегодня ему повезло. На долгой дистанции достигают мастерства исключительно упертые неудачники.
Описанный механизм обучения невольно воспроизводит каждый ребенок. Не обученные страху и стыду от неудач, дети не останавливают попыток, и поэтому они молниеносно учатся. Если вы задаетесь вопросом, отчего в вашей жизни исчез прогресс и новые идеи, знайте, в вас умер ребенок, его вытеснил страх неудач, высокомерие перед новым и лень.
В гипотетической ситуации, при которой на планету через месяц упадет астероид, задайте людям вопрос, чем бы они занялись, имея в распоряжении лишь месяц. Среди ответов вам наверняка назовут те поступки, на которые они обычно не решаются. Отринуть страх неудачи психологически проще, когда нечего терять. Однако люди смертны, каждый умрет через некоторое количество лет. Нам всем нечего терять. Если мы нагими пришли и нагими уйдем, отчего тогда цепляться за мнимый статус и не презреть возможные неудачи? Ведь у вас может получиться, а если даже не получится, так вы пройдете путь, который вы искали. Не стоит тратить жизнь на страдания от ощущения впустую потраченного времени на поступки во имя денег и других людей. (N.B. Детям важны не столько ваши деньги, сколько ваш пример и знания, выучив которые отпрыскам будет проще и понятнее жить. Если дети не захотят на вас равняться и им будет нечему у вас учиться, и не найдется другого человека, кто бы смог заменить вас в роли наставника, все ваши накопления дети растратят впустую или во вред себе).
Знайте меру: не имея опыта, не беритесь сразу за непосильную задачу, надорветесь без толку. Разбивайте на небольшие подзадачи и действуйте.