В страдании человек не получает необходимые блага и, что важнее, не понимает, как изменить бедственное положение из-за депрессии и отчаяния, из-за давления окружения или угнетения наркотиками.
Избавиться от страдания можно, отыскав его причину. Задавайте вопросы «почему», идите по цепочке, ощутите боль внутри, концентрируйтесь на черте вашей личности, которая есть первопричина страдания или способствует ему. Не анестезируйте боль алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. Страдание не победить волшебной таблеткой или сколь угодно распрекрасным тренингом. Избавление от него требует методичной работы, способной занять годы. Вам физически нужно будет измениться и отрастить в мозгу новые нейронные связи! В часы работы над собой не бросайте ее. Нельзя разрешать себе успокоиться, иначе ваш мозг, который ненавидит жить в эру перемен, вернет вас на привычные рельсы стереотипных моделей поведения, негодных моделей, которые как было выяснено привели к страданиям. Борьбе в одиночку предпочтительна помощь заинтересованного в вас человека, а лучше пройти терапию под руководством специалиста.
Шаг за шагом нужно приближаться к состоянию, когда страдание разбирается и замещается конструированием удовольствия. Помимо терапии, нужно отсеять факторы, способствующие возврату к привычному порочному пути. Стереотипные модели поведения будут упорно тянуть к известным действиям, которые возымеют разрушительные последствия. Кажется нелогичным, но факт в том, что мозг (т.е. вы сами) будет тянуть вас обратно в страдание только потому, что оно привычно и оттого так спокойнее. Мозг согласится на даже осознаваемые вредными модели поведения, ведущие к сиюминутным удовольствиям, будет терзать, искушая, ведь повторюсь: мозг более всего жаждет привычного, знакомого и объяснимого. Смените обстановку, не стыдитесь рвать пагубные социальные связи и ищите соратников по борьбе, людей схожих воззрений с вашим новым, отстраните предметы, заключающие в себе страдание (например, алкоголь для склонных к запоям) или напоминающие о времени, проведенном в страдании (например, подарки бывших партнеров).
Душевная боль возникает из-за осознания случившейся несправедливости в отношении себя. Боль должна стать верным индикатором того, что нужно успокоиться, замедлиться и внимательно отнестись к вопросу, который беспокоит. Начните анализ, признайте, что вам больно, опишите проблему, причины, следствия, определите план и начинайте действовать. Приняв данный поход, со временем вы гораздо реже начнете испытывать негативные эмоции при возникновении боли и сможете преисполниться сосредоточенности и отрешенности в решении проблемы. Поешьте, при полном желудке негативные эмоции отступают, и не так, как прежде, мешают осмыслению боли.
В страдании нельзя творить качественно. Страдание бьет по работоспособности, а креативность будет направлена на муссирование тревог и купание в безысходности, в то время, когда творец нуждается в притоке новых идей и впечатлений (не обязательно пережитых в натуре, так же полезны новые мысли).
Необходимость содействовать помощи в избавлении от страдания вызвана отнюдь не эфемерным благородством или велением некоего долга. Люди в страдании склонны не бороться, но ждать, чтобы некто или нечто избавило от тяготы. Подобных людей завлекают секты, бандиты, террористы и маргиналы, цель которых нажиться на чужой боли, использовать боль в честолюбивых целях. Отказывать в помощи страдальцам, равносильно тому, чтобы сесть на бочку с порохом и пренебрегать искрой, который подбирается по фитилю. Государства расходуют столько средств на расправу дивиантными актами поведения, но страданию конкретного человека, первопричине многих преступлений, и его устранению до сих пор не оказано институционального внимания.
И всё же, страдание отчасти необходимо человеку (имеется в виду страдание в самом широком значении, как дискомфорт от неудовлетворенной потребности). Прибывая в нем, человек ищет способы избавиться от гнетущего чувства, потому ценит даже крохи удовольствия. Напротив, избавившись от страдания, человек довольно быстро привыкает к удовольствиям, облекаясь в норму, удовольствия лишаются заманчивости. Приходится искать все новые и новые степени удовольствия, переходящие в поиск наслаждения, ведь основная база потребности уже удовлетворена. Такую шутку проделывает с мозгом дофамин, гормон побуждения желаний.
Возврат к норме:
- отринь на время пресытившее;
- отринь навечно предмет необузданной пагубной страсти;
- знай меру в удовлетворении потребностей;
- если в жизни больше ничего не радует, создай на время страдание путем снижения качества удовлетворения уже удовлетворённых потребностей, эдакий пост;
- удовлетворяй все потребности. Страдание от одной долго неудовлетворенной потребности способно омрачить благоденствие ото всех удовлетворённых.
Светское учение об умеренности удовлетворения приходит на смену мистическому учению о греховности. Оба имеют цель избавить человека от страдания путем ограничений. С той лишь разницей, что греховность борется со страданием другим страданием от стыда виновного.
Иными словами, страдание помогает очиститься от пресыщенности. Потребности при каждом удовлетворении требуют большей насыщенности, чтобы давать прежний приток нейромедиаторов для получения удовольствия, чтобы не снижать планку счастья. Страдания понижают эту планку, позволяя вновь радоваться малому.
Замечали ли вы такую несправедливость: когда вы в чем-либо нуждаетесь, то либо получаете с избытком, либо не имеете практически ничего. Человеческий мозг прекрасно научен считывать поведение окружающих, причем не столько по словам, сколько по невербальным признакам и общему впечатлению от поступков. Если человек, наблюдая ваше поведение, формирует мнение о том, что вы искренне не ищете получения от них некоего блага (секса, ресурсов, эмпатии и прочего), такой человек решит, что вы насыщены этим благом. Таким образом, ваша ценность в его глазах повышается, а благо, напротив, обесценивается. Именно тогда, вы с легкостью получаете это благо. Прецедент наблюдают остальные и принимают ваше право на это благо и с охотой, даже благодарностью, делятся им с вами. Следом они экстраполируют вашу пресыщенность одним благом на другие блага (коль скоро вы имеете избыток в одном, то вполне вероятно вам доступно и остальное), которые бы желали, в свою очередь, получить от вас. Вас будут одарять с расчетом на ответное дарение, только поступая так, дарители обнаруживают собственную нуждаемость и потому становятся недостойными искомых благ, они понимают это и будут стараться одарить вас трёхкратно. Просящий вручает обладателю блага власть решать, достойны ли вы получить блага, соразмерна ли предлагаемая цена взамен блага. Не просите и обрящете.
Напоследок хотелось бы остановиться на социальном аспекте страдания. В средневековье человек существовал культ страданий, как одобряемого жизненного пути, посему мученичество считалось высшей добродетелью. Однако в современном мире расцвел теперь культ удовольствий, считается социально одобряемым излучать счастье. Как в первом, так и во втором случае общество как бы совершает насилие над личностью, заставляя ее показывать вовне эмоции, которые она не испытывает. Не обязательно постоянно натягивать улыбку, если вы в плохом настроении, вы имеете право хмуриться, когда чувствуете печаль и так же, как имеете право проявлять радость в хорошем настроении.